Карабак Михаил Николаевич
Группа мичманов-стажеров Херсон
Должность:Мичман-стажер
Звание:мичман
Родился в станице Убинская Северского района Краснодарского края 24 октября 1934 года. Мать Михаила в молодости батрачила в этой станице, там и познакомилась с его будущим отцом, там и свадьбу сыграли. Отец погиб на фронте под Харьковом в 1942 году. Мать (Голодок Пелагея Прокофьевна) осталась одна с четырьмя детьми, Михаил был младшим. В 1945 году семья переехала в станицу Ильская
, где была средняя школа, там своими силами построили себе хату . В этой станице семья пережила голод 1947 года. Жили бедно, в школу приходилось ходить в латаных штанах, но учился всегда хорошо. Учебу пришлось бросить, т.к. надо было работать, помогать матери. С июня 1950 года по 1951 год был армейским воспитанником в в/ч 74216. Затем учеба в Батумском мореходном училище. После реформирования училища перевод в Херсон. В 1955 году окончил с отличием Херсонское мореходное училище и был направлен в Ленинград в училище им. Макарова. Но в связи с тяжелым материальным положением вынужден был работать. Вернулся в Херсон и был направлен на стажировку на «Новороссийск», был старшим группы. Сначала жили в матросском кубрике, спали на подвесных койках. Затем стажеров перевели в мичманский кубрик по левому борту, в котором уже были двухъярусные кровати.29 октября 1955 года проснулись от толчка. Погас свет. Вышли из кубрика, увидели раненых матросов. Подали свет, объявили боевую тревогу. По ретранслятору объявили: "Всем кораблям прислать аварийные партии к борту линкора "Новороссийск". По указанию Михаила Николаевича группа стажеров собралась на корме у башни ГК. Он посоветовал всем расстегнуть фланельки, расшнуровать ботинки. Стояла зловещая тишина. О крене корабля можно было судить по движению лампочки на кормовом флагштоке. На фоне темного неба лампочка двигалась сначала медленно, потом ее движение ускорилось. Карабак сказал своим товарищам при опрокидывании линкора бежать наверх по борту, к килю. Корабль начал переворачиваться, все зазвенело, потом загрохотало, моряки побежали. Он упал, был момент, когда его чуть не затоптали, но все же добрался до ракушек, поранился об их острые края. Очнулся в воде. Если раньше стояла гробовая тишина, то теперь над морем разносился душераздирающий крик сотен голосов. Не думал уже, что останется в живых, кто-то за ноги тянул вниз. Соскользнули ботинки, и его воздухом вытолкнуло на поверхность. Вот тут уж он решил бороться за жизнь. Увидел проплывающий мимо баян, ухватился за него, но баян оказался ненадежным предметом, быстро пошел на дно. Ухватился за проплывающую мимо доску, но и она не выдержала его веса. И тут он увидел недалеко спасательный круг, за него держались несколько человек. Он подплыл, и тоже взялся за него. У этой маленькой группы был старший, который говорил: «Не ложитесь на круг, только поддерживайте». Эти слова успокоили моряков, они поверили в спасение. Круг плыл к Константиновскому равелину, подальше от ужаса, который творился на месте катастрофы. В бухте трамвайчики подбирали плывущих. Все моряки бросили круг и поплыли к трамвайчику. На круге остался лишь один Михаил Николаевич, у него совсем не осталось сил. И все же последним усилием он бросил круг и добрался до трамвайчика. Помнит только как поднял руку, затем он отключился. Затем помнит себя уже сидящим на палубе в обнимку с Жорой Сиренко. Как потом оказалось, они вместе плыли на одном круге. Они не могли говорить, их рвало, все в море наглотались мазута. Их подвезли к госпиталю. К госпиталю шли вдвоем, обнявшись, от носилок отказались. В госпитале был теплый душ, всем давали спирт. После госпиталя их разместили в Учебном отряде. Там моряки не могли спать, все вспоминали и рассказывали о пережитой трагедии. По просьбе Михаила Николаевича его направили дослуживать на эсминец «Беспокойный». Эсминец стоял в Килен-бухте на ремонте. 7 ноября вечером на палубе смотрели фильм. Раздался салют, он подскочил в кресле - давала знать о себе пережитая трагедия… 31 октября оставшиеся в живых члены команды линкора провожали в последний путь своих товарищей на кладбище Коммунаров. Михаил Николаевич шел в этой колонне. Горожане стояли на тротуарах, слышались голоса: "Это не новороссийцы, а матросы с других кораблей. Все новороссийцы погибли..."
После стажировки был направлен на работу в Черноморское морское пароходство, где проработал в общей сложности 41 год. Плавал на судах дальнего плавания. Начинал младшим механиком, очень скоро (в 1966 году в возрасте 32 лет ) стал старшим, одним из самых молодых старших механиков в пароходстве. В 1967 году в качестве старшего механика принимал в Гданьске новый сухогруз "Федор Гладков". Побывал во многих странах мира, совершил даже кругосветное плавание. Михаил Николаевич повидал мир. Побывал в Мавзолее Ленина и Сталина в декабре 1957 года, в мавзолее Хо Ши Мина в Ханое, Мао цзе Дуна в Пекине. В 1988 году на поезде проехал полмира - из Гуаньджоу в Пекин, затем через всю Монголию в Улан-Удэ, и дальше в Москву. В Лондоне посетил Музей восковых фигур мадам Тюссо, в Риме ходил по арене Колизея, где когда-то проходили бои гладиаторов, в Ватикане заходил в Собор святого Петра. Часто приходилось совершать дальние перелеты (например, Шанхай - Гонконг - Франкфурт-на-Майне - Москва). Он жил интересной насыщенной жизнью, но и сейчас с болью в сердце вспоминает своих погибших товарищей. Вышел на пенсию в 1990-м году по списку №2, но продолжал работать на иностранных судах под флагами Мальты, Панамы, Камбоджи. Окончательно ушел с флота лишь осенью 2003 года. Имеет статус участника боевых действий, т.к. в 1966- 1967 годах доставлял вооружение в воюющий с США Вьетнам.
В 2010 году с женой и верной спутницей Элеонорой Федоровной отпраздновали золотую свадьбу.
7610096
← предыдущийследующий →