Гомельская обл., Чечерский район, д. Мотневичи.
Призван Чечерским РВК в 1952 г.
1932 г.р.
Похоронен на Братском кладбище 6.11.55г.
Награжден орденом Мужества.
Родные вспоминают, что к ним приезжал спасшийся матрос-земляк с последней просьбой Степана - рассказать, как он погибает (см. ниже). Вполне возможно, что С.Халаев был одним из тех моряков, которые были ранены (или заблокированы) взрывовом - взрыв ударил как раз по кубрику электро-технического дивизиона (ЭТД). Вариант 2: С.Халаев, осознавая, что его ждет, отказался оставить пост перед самым опрокидыванием (как и его командир Е.М.Матусевич).
На родину старшего матроса, старшего машиниста-турбиниста Степана Халаева, мы отправились в деревню Матневичи Чечерского района живет жена старшего брата моряка – Лидия Халаева. Она уж четверть века как овдовела, так что больше рассказать о Степане и некому. Правда, помнит Лидия Демьяновна немного: как в школу ходил, как гуляли вместе всей деревенской гурьбой. А потом парня служить забрали: больше она Степана так и не увидела.
- Как вы узнали, что он погиб?
Степан письмо прислал, что 26 октября служба кончается, и он к ноябрьским праздникам домой вернется. Но его почему-то задержали, и письма больше не было. А потом друг его приехал, который из Меркуловичей. Степан попросил его сказать батькам, что погибает. Друг этот и раньше приезжал, подарки им передавал…
- Они, выходит, на одном корабле служили?
Да. Только корабль этот потом на мину наехал. Друг простым матросом был, потому и спасся. А Степану нельзя было, он там вроде должность какую-то занимал. Если бы он стал спасаться, его бы судили.
- Кто-нибудь, кроме родственников, оплакивал Степана? Девушка была у него?
Так с учительницей он ходил, которая младшие классы вела. Круглолицая такая, ростом почти с него. Степка-то высокий был. И беленький: ведь муж мой, брат его, и ростом ниже, и темнее… А учительнице он тоже как-то подарок передал. Платок шелковый. Так в деревне потом говорили, что красивый был платок-то этот.
- Не помните, как ее звали?
Нет, столько лет прошло. Да и не местная она, уехала видно…
Фотографии Степана нашлись в альбоме семьи Халаевых. Мальчишеское лицо, выгоревшие на солнце брови, бескозырка над высоким лбом. Совсем пацан, господи… Что пережил он в последние минуты своей короткой жизни, наверняка зная, что она вот-вот закончится?
Письмо от внучатого племянника Степанова Дмитрия Александровича от 11.09.2014 года