Главная / Личный состав / Столяров Владимир Николаевич
Столяров Владимир Николаевич
Линкор "Новороссийск"
Подразделение:
Дивизион живучести
Должность:машинист трюмный
Звание:матрос
Награжден орденом Мужества.
Родился 04.01.1934 г.
На линкоре с конца 1954 года. Служил рефрижераторщиком. Его командиры: командир отделения - старшина 2 ст. Камолов Виктор, командир группы - ст. лейтенант Козловский.
Старшина 1 ст. запаса. С ноября 1955 по сентябрь 1957 г. в ЭОН-35. Уволен в запас 17.09.1957 г.
Уволен 17.09.1957 г.
Жил в Москве, работал инженером-механиком вычислительного центра Института атомной энергии им. И.В.Курчатова.
Участвовал в программе ОРТ "Как это было", посвященной гибели линкора (см. фото).
Старшина 2ст.В.Турбаев вспоминал: "Переборки прогибались, течи появлялись новые, мы отступали. С нами был лейтенант Михалюк. Когда мы (Елисеев Н., Бобков В., Столяров В. и я) услышали команду "Взять комсомольские билеты и построиться на юте", перешли в 18 кубрик. Там стоял с телефонной трубкой в руке Михалюк. Ганин Иван передал ему услышанную команду. Михалюк ответил: "Вы идите".
- А вы?
- Я остаюсь.
Воспоминания В.Столярова из книги А.Лубянова "Водолазы Черноморского флота":
Узнав, что готовится экспедиция по подъему «Новороссийска», я и некоторые мои товарищи по бывшему дивизиону стали проситься направить нас в ЭОН-35.
В состав водолазно-трюмной группы вошли:
Инженер-капитан-лейтенант С.М. Фридберг - бывший командир дивизиона движения линкора.
Мичман Д.Я. Манойло.
Старшина 1 статьи А.Я. Здарский.
Старшина 1 статьи Б.М. Лембриков.
Старший матрос Н.П. Курник.
Старший матрос В.Д. Бобков.
Старший матрос А. Калтаускас.
Старший матрос Чайкаукас.
Старший матрос В. Кезбарс.
Пройдя водолазную подготовку и получив III класс водолаза, мы приступили к работам на «Новороссийске».
Мы, все трюмные машинисты, помня, где находятся какие цистерны и клапаны, сумели разобраться в перевернутом корабле и откачали нефть из цистерн в нефтеналивную баржу.
Я и члены группы работали в корпусе корабля, проходя туда через шлюзовые камеры. Внутри, когда обнажились отсеки, насмотрелись на тела своих, оставшихся в 1-м и 2-м машинном отделении товарищей, - это были настоящие герои, погибшие на боевых постах, до конца выполнившие свой долг перед Родиной. Разложившиеся трупы, которые следовало в мешках-саванах выносить наверх. Дышалось в такой
атмосфере крайне тяжело. И неудивительно - по данным старшего инженера ЭОН-35 подполковника Элиазара Лейбовича содержание окиси углерода превышало нормы в три раза, углекислого газа - в полтора, водорода и метана иногда скапливалось до 30% - их приходилось периодически удалять. Температура воздуха в отсеках достигала 38 градусов, давление воздуха - до 2 атмосфер.
Ежесуточно отсеки проходили полную вентиляцию. Несмотря на применение герметичных шахтёрских ламп, специальной защитной одежды, установку ходовых страховочных концов, прокладку.
Работать приходилось ежедневно по 6-8 часов под водой. Сначала группа наших водолазов проложила с берега до линкора трубопровод, по которому подавался сжатый воздух для закачки в корпус корабля и понтоны. Затем мы начали герметизировать разбитый на три больших отсека корпус линкора. Два отсека составляли первое и второе машинные отделения, третий - остальная часть кормы. Герметизации в первую очередь подвергались поперечные водонепроницаемые переборки между этими помещениями, чтобы при всплытии воздух не переходил из одного отсека в другой.
Так как при опрокидывании линкора снаряды высыпались с мест хранения и валялись беспорядочно в погребах - их нужно было, не трогая, обложить мешками с песком или опилками, чтобы при всплытии не произошло взрыва.
Тяжело представить себе ту обстановку, в отсеках перевернутого линкора, в которой месяцами (!) приходилось работать водолазам. Ведь там внутри все «было наоборот», ранее удобные коридоры превратились в непроходимые пространства, заваленные всяким хламом, сверху что-то обязательно висело и падало в самый неподходящий момент. Отсеки были залиты маслом, мазутом, кругом стояла темень. Где-то внизу плескалась вода, отжатая поданым в корпус под давлением сжатым воздухом. Часто встречались полу линий аварийной сигнализации и связи, организацию противопожарных постов, - работы внутри представляли для здоровья людей значительную опасность. Огневые работы из-за наличия газов, топлива и боезапаса в большинстве случаев исключались. К счастью, крупных инцидентов удалось избежать.
Кессонные работы в отсеках из-за наличия воды и грязи выполнялись в гидрокостюмах, - отмечал впоследствии главный инженер ЭОН-35 капитан 3 ранга Николай Муру, - при этом водолазное дыхательное снаряжение не применялось. Правда, по соображениям безопасности, изолирующие дыхательные аппараты (ИДА) постоянно находились в шлюзовых камерах. Ими немедленно могли воспользоваться те, кто работал в отсеках..."
← предыдущийследующий →