Главная  /  О линкоре

О линкоре "Новороссийск"

На Тегеранской конференции в конце 1943 года Сталин настоял на разделе итальянского флота между союзниками. Вопрос о передаче итальянских кораблей был решен только в процессе подготовки мирного договора с Италией. По решению Тройственной комиссии 1948 года СССР получил линкор “Джулио Чезаре” постройки времен первой мировой войны.
Линкор "Новороссийск", 1955 г.
9 декабря 1948 года “Чезаре” навсегда покинул Таранто. 6 февраля над кораблем подняли военно-морской флаг СССР, а через две недели он вышел в Севастополь. Приказом по Черноморскому флоту от 5 марта 1949 года линкору присвоили название “Новороссийск”.
 
Корабль был передан итальянцами советским морякам в крайне запущенном состоянии, что, учитывая характер его предыдущей эксплуатации, было вполне естественно. В течение пяти лет, с 1943 по 1948 год линкор, в числе других кораблей итальянского флота, стоял, не будучи законсервированным, с минимальной командой и без надлежащего технического обслуживания, ржавея и обрастая ракушками. Правда, непосредственно перед передачей Советскому Союзу он прошел небольшой ремонт, касавшийся в основном электромеханической части.
 
Условия жизни экипажа никак не соответствовали ни климатическим особенностям Черноморского региона, ни организации службы советского флота. Штатное камбузное оборудование обеспечивало лишь обслуживание кают-компании офицерского состава, а на командном камбузе имелись лишь котлы для варки макарон (к тому же неисправные), так как при стоянке в базе экипажи итальянских кораблей жили в береговых казармах, а на корабле их рацион состоял только из макарон, сухого вина и оливкового масла.
 
Первое время (до оборудования нормального камбуза) питание моряков обеспечивалось несколькими армейскими походными кухнями, почти круглосуточно дымившими на палубе. В холодное время, в особенности при минусовых температурах наружного воздуха, в кубриках под палубой полубака, не имевшей изоляции, личный состав находился под сплошным конденсатным дождем от обильного отпотевания. Для отдыха служили двух- и трехъярусные койки, размещенные буквально впритык друг к другу в проходных кубриках.
 
В середине мая 1949 года линкор поставили в Северный док. При этом специалисты были поражены как изяществом обводов подводной части, так и характером ее обрастания. Интенсивно оброс ракушкой лишь район переменной ватерлинии, а остальная часть, покрытая пастой неустановленного состава, почти не обросла.
 
Уже в июле "Новороссийск" принял участие в маневрах эскадры в качестве флагмана. В последующие шесть лет на корабле постепенно был выполнен значительный объем работ по ремонту, частичной замене и модернизации боевых и технических средств. С 1949 по 1955 год линкор восемь раз находился в заводском ремонте. По свидетельству служивших на нем офицеров и матросов, заменили даже турбины — на новые Харьковского завода, так что на ходовых испытаниях “Новороссийск” показал скорость свыше 27 узлов. Вообще кораблю уделялось много внимания, поскольку он, несмотря на преклонный возраст, был самым сильным по артиллерийскому вооружению в советском флоте. Вместо планировавшегося перевооружения на отечественные 305-мм орудия с длиной ствола в 52 калибра решили оставить итальянские и даже начали производство боезапаса для них, поскольку на момент передачи имелся только один штатный боезапас. (Из-за ненадежной взрывчатой начинки часть снарядов, в ожидании новых, свезли в береговой арсенал).
 
Линкор "Новороссийск" на параде в Севастополе, предположительно 1955 г.С мая и до конца октября 1955 года “Новороссийск” несколько раз выходил в море, отрабатывая задачи по боевой подготовке. 28 октября 1955 года линкор вернулся из последнего похода и занял место на “линкорной бочке” в районе Морского Госпиталя (глубина 17 м воды и около 30 м вязкого ила). Кроме экипажа, на борту находилось пополнение - военнослужащие, переведенные из армии во флот, временно размещенные на линкоре. В 01.31 29 октября под корпусом корабля с правого борта в носу раздался взрыв, по оценкам равный 1000-1200 кг тринитротолуола. Была обьявлена боевая тревога, корабль начал крениться, и в 04.15 опрокинулся через левый борт. Сотни людей, построенных на палубе, упали в воду и были накрыты корпусом линкора. В таком положении корабль оставался несколько часов, уперевшись в твердый грунт мачтами. Только в 22.00 корпус полностью исчез под водой.
Десятки или даже сотни живых моряков остались в воздушных подушках отсеков опрокинувшегося корабля - ведь там было их место по боевой тревоге. Из них удалось спасти лишь девять человек - и это в центре главной базы флота, имея около суток времени, спокойное и еще не холодное море, огромные технические рессурсы! Через прорезанное в кормовой части днища отверстие вышли семь человек, еще двух моряков удалось спасти водолазам, выведя их из-под палубы юта, неплотно прилегавшей к грунту. В общем, повторилась трагедия "Императрицы Марии" - с ней случилось очень похожее в 1-ю мировую войну.
 
Всего при катастрофе погибло 619 человек, включая аварийные партии с других кораблей эскадры. Причины взрыва и по настоящее время не выяснены.
 
Статья частично взята с сайта Тайны Крыма ХХ века
x

Нашли ошибку?

Если вы нашли на сайте ошибку/опечатку, или хотите дополнить список моряков или сайт какой-либо информацией, пожалуйста заполните указанную форму:


 
заполняйте все поля, пожалуйста